Друзья, прежде чем поговорить об истории христианского поста, давайте вместе ответим для себя на один простой вопрос – какими мы с вами желаем видеть собственных детей? Думаю, что большинство родителей ответят: «Счастливыми», – а значит, сильными Духом, Который желает наполнить каждого человека Божьей любовью. Ну а если мы с вами хотим, чтобы наши дети были сильными, то тем более Бог Отец желает видеть сильными всех Своих детей, то есть нас с вами, и сила Его в Любви и Истине. Библия говорит нам: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Ефесянам 6:10).
А как укрепляться?
Мы знаем, что на примере Сына Божьего Иисуса Христа нам показан путь укрепления силой Святого Духа (см. Луки 4:1-14).
Пост и молитва являются важнейшим этапом духовного роста для всех детей Божьих. В ранней Церкви пост и молитва занимали первостепенную, важнейшую и значимую часть служения Богу. Христиане – это последователи Иисуса Христа, и, по замыслу Бога Отца, они во всем должны подражать именно Ему, следуя Его путем, как написано: «…Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…» (Евреям 12:2). Это значит, что поступать христиане должны именно так, как сказал и показал на собственном примере Иисус Христос: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоанна 12:26). Апостол Петр также говорит: «Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив пример, дабы мы шли последам Его» (1-е Петра 2:21).
Поэтому важно понимать, что пост – это не диета, обряд или традиция, пост – это образ жизни по Духу, так как плод Святого Духа – воздержание.
В большинстве своем даты и названия постов, о которых ныне мы слышим в православной и католической церквах, были изначально поставлены ранней Новозаветной Церковью. Эти посты были назначены первыми учениками Иисуса Христа задолго до того, как в 1054 году Церковь была разделена сатаной на Римско-католическую на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе.
Если посмотреть сегодня на новообразовавшиеся христианские религиозные конфессии или на протестантство в целом, то протестантство как бы вырвалось из оболочки обрядов и традиций, но все же пока не вернулось к истокам учения Иисуса Христа. Потому и служение «поста и молитвы» не вернулось в протестантскую церковь в полноте замысла Отца. По этой причине большая часть современных христиан в протестантском движении не живет по Духу, а значит и не пребывает в учении Иисуса Христа в полноте Божьего замысла.
Время поста – это не случайные дни. Ранней Церковью – первыми учениками Иисуса, водимыми Духом Святым, – была установлена целая схема постов, соблюдая которые христиане следовали по пути познания истины, обрезанию греховной плоти, совершенствованию души – стяжанию Божественной благодати в силе Святого Духа. Те постные дни, которые сегодня предлагают католическая и православная церкви, просто необходимы для духовного роста каждого христианина, потому что пост – это процесс распятия греховной плоти и путь укрепления Духом Святым, чтобы уже не грех, а Слово Божье становилось плотью детей Божьих: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галатам 5:24); «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» (Луки 4:14). «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:14).
Чтобы понять путь детей Божьих под водительством Духа Святого, давайте вкратце рассмотрим историю постов ранней Новозаветной Церкви.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
Рождественский, или Филиппов, пост был установлен в честь рождения Христа. Ныне его соблюдают католики и православные с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января).
Установление Рождественского поста произошло в древние времена христианства. Этот пост упоминается в исторических источниках уже с IV века от Рождества Христова, как я уже говорил, задолго до того, как дух антихриста разделил детей Божьих на католиков и православных. Первоначально Рождественский пост длился семь дней, позже стал сорокадневным. Армянская апостольская церковь, не приняв реформы, осталась верной давней традиции и до сих пор соблюдает пост в течение семи дней. Христиане в день Рождества приветствовали друг друга словами: «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!»
В православной церкви византийской традиции Рождественский пост является одним из четырех многодневных постов церковного года и служит сорокадневным приготовлением к празднованию Рождества Христова. Длится пост с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Начало поста приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называли раньше Филипповым. По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста нельзя употреблять мясные и молочные продукты, а также яйца.
Рождественский пост – это время для возрастания в Боге, время для духовного и физического совершенствования. Причем именно сейчас, а не когда-нибудь потом. Также это время подготовки к великому празднику – Рождеству Христову, чтобы войти в этот радостный день чистым, свободным от суеты и всего, что вредит нашей душе.
В последний день Рождественского поста, в канун праздника Рождества, первые христиане готовили сочиво. Этот день называется «Рождественский сочельник». Сочиво – блюдо, приготовленное из размоченных зерен пшеницы с медом и фруктами. Его готовили в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались живой растительной пищей со стола Бога, чтобы не оскверняться от языческой трапезы этого мира (см.: Даниила 1:8). Так первые христиане вспоминали пост пророка Даниила перед праздником Рождества Христова.
В Рождественский сочельник садились за стол с появлением на небе первой звезды, которая возвестила волхвам о рождении Сына Божьего.
Сочельник – это торжественное застолье с твердо и неизменно определенным ритуалом, сохранившимся в православной и католической церкви до наших дней.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Формирование структуры и принципов проведения Великого поста в ранней Новозаветной Церкви заняло несколько столетий. Истоки Великого поста следует искать в Пасхальном посте, который во II–III веках от рождения Иисуса Христа совершался в пасхальную ночь. Дети Божьи в ранней Церкви назвали этот пост «десятиной года».
Когда в Церкви появился Великий пост?
До III века в разных христианских церквах верующие по-разному готовились встречать день Пасхи. Вначале христиане практиковали сорокачасовой пост (от вечера Страстной Пятницы до Светлого Воскресения), во время которого вообще не принимали пищу. Сорокачасовой пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Иисуса Христа, а также буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Матфея 9:15). По мнению первых христиан, время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента Его смерти на кресте до Воскресения, что изначально и определило по их пониманию продолжительность поста.
Далее в некоторых поместных церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан еще считала такой пост чрезмерным и продолжала поститься около сорока часов (вероятно, для плоти так было удобнее). Но ведь Иисус обличил Своих первых учеников в неверии именно из-за того, что они ходили за Ним как за человеком, но не следовали Его путем через пустыню поста и молитвы:
«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матфея 17:20-21).
Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху сорокадневном посте (включающем Страстную неделю), по мнению большинства исследователей, следует считать второе праздничное (пасхальное) послание Афанасия Великого (330 год). Пост начинается за шесть недель до Пасхи, а число 40 достигается исключением из счета дней субботы и воскресенья накануне Пасхи. Из послания 340 года, адресованного епископу Серапиону Тмуитскому, которое Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный, в то время как в Риме его соблюдали неукоснительно.
К концу IV – началу V века уже повсюду в Церкви был принят сорокадневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему. Церковные историки V века пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие – из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие – в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19); «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно… в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц… и постятся только 3 пятидневия… те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным…» В начале V века все поместные церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста как десятины года. И уже с этого момента его продолжительность в разных церквах колеблется от шести до восьми недель. Опять же мы с вами видим, что этот пост также соблюдался первыми христианами задолго до того времени, как Церковь была разделена на католическую и православную.
Сколько длится сегодня Великий пост
Ныне Великий пост в православной и католической церквах длится сорок дней. Начинается с понедельника первой недели и продолжается до пятницы шестой недели, далее начинаются события Страстной недели, которая не входит в Великий пост.
Уже в 400 году от рождения Сына Божьего Церковь полагала Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов мы можем найти упоминание о том, что христианина, не соблюдавшего Великий пост, на некоторое время могли отлучать от Церкви. В одной из проповедей Иоанна Златоуста говорится о том, что в IV веке Великий пост изменял привычный образ жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».
Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, – это подражание посту Иисуса Христа в пустыне (см.: Луки 4). Также в Церкви распространился обычай совершать обряд крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием крещения существовала в Церкви еще в I веке, поэтому Великий пост – это было время для тех, кто хотел принять крещение. В ранней Новозаветной Церкви часто крестили на Пасху, и многие готовились к этому событию сорок дней, соблюдая пост, тем самым обучаясь основам веры. Большая часть христиан во время Великого поста совершала причастие.
Что такое Великий пост по уставу ранней Церкви
Если несколько упростить рекомендации церковного устава, то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб, вода, фрукты и овощи без масла) и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели). То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста, за исключением особых случаев, христианин ест один раз в день очень простую пищу со стола Бога, причем без масла.
В субботу и воскресенье разрешались два приема пищи с растительным маслом, и поэтому субботы и воскресенья не считались постными днями.
Пища животного происхождения во время Великого поста, по уставу ранней Церкви, полностью исключалась из рациона детей Божьих. Такие строгости были связаны с основной идеей поста – возвращение в жизнь изначального замысла Бога Отца: «…Я – Господь, Я не изменяюсь…» (Малахии 3:6). Истина вчера, сегодня и вовеки та же: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8).
Как Истина – духовная пища, проста и доступна, так и пища для тела должна быть в простоте Божьего замысла, а значит, без излишеств – дешевой, полезной и быстрой в приготовлении, потому что все, что сверх Божьего замысла, то от лукавого. Освободившееся время и деньги первые христиане употребляли для дел Божьих. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом раздавали нищим и использовали для милосердия.
Довольно рано Церковь поняла, что многие христиане не могут сразу перейти на столь жесткие правила поста, а потому в церковных канонах был установлен некий минимум поста, который должны соблюдать все верующие. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на растительном масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.
ПЕТРОВ ПОСТ
Петров, или Апостольский, пост ранее носил название «пост Пятидесятницы» – в зависимости от даты празднования Пасхи в сегодняшнее время он длится от 8 до 42 дней.
Начало соблюдения поста восходит к глубокой древности. О церковном установлении этого поста упоминается в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Христиане соблюдали пост Пятидесятницы с первых веков существования Церкви. Об этом посте есть упоминание в «Апостольском предании» III века, оставленном Ипполитом Римским. Тогда этот пост считался «компенсаторным»: те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы). Пост Пятидесятницы позже стал называться Петровским, чтобы христиане уподобили себя апостолам, которые постом и молитвой готовились к Всемирной проповеди Евангелия. Пост окончательно утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы в честь апостолов Петра и Павла.
Апостольским пост также называли в честь апостолов Петра и Павла, которые всегда готовились к служению постом и молитвой «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2-е Коринфянам 11:27). Название «петропавловский» было слишком сложное, поэтому его стали называть по имени апостола Петра.
Сегодня Петров пост считается одним из самых легких многодневных постов на протяжении года. Согласно церковным канонам, строгий пост следовало соблюдать только по средам и пятницам. В понедельники Петрова поста разрешается горячая пища без масла, а во все остальные дни допускается употребление в пищу рыбы, морепродуктов, растительного масла и грибов.
В субботы и воскресенья этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.
УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Этот пост также установлен с самых первых веков христианства. Упоминание о нем мы находим в проповедях IV — V века: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу, для осени осенний – в седьмом месяце, для зимы – зимний».
Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском соборе в 1166 году. Успенский пост учрежден в честь Матери Божьего Слова, Которая, узнав Свое призвание, постилась и молилась, укрепляясь Силой Божьей.
По строгости Успенский пост приближается к Великому.
Успенский пост начинается ровно через месяц после Петрова поста. Успенский пост – самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда в одни и те же дни – с 14 по 27 августа.
Сегодня в православной церкви с 14 по 27 августа христиане воздерживаются от мясных, молочных продуктов и от яиц. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешено употреблять рыбу. Само торжество Успения (28 августа) – уже праздничный, непостный день. Если же он выпадает на среду или пятницу, разговение переносится на следующий день, а в день торжества в таком случае можно есть рыбу.
Служители ранней Церкви называли молитву и пост двумя крыльями, возносящими христианскую душу к небу.
Однодневные посты
Однодневными постами в ранней Церкви являлись среда и пятница в течение всего года.
В среду вспоминаем предание Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников – наивысший из моментов падения и позора человеческой души.
В пятницу поминаем мучительные страдания и крестную смерть Иисуса Христа.
Что такое пост, и зачем он нужен в сегодняшнее время.
«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галатам 5:24).
Важно понимать истину о том, что плоть всегда желает противного Духу, поэтому пост всегда будет не удобен для нее. Наверно именно поэтому Бог Отец предопределил в начале построения Церкви определенные периоды для разгрузки и освобождения, дабы оградить Своих детей от суеты и различных излишеств этого мира. Также важно понимать истину о том, что пост должен совершаться в реке благодати Божьей, а не соблюдаться в духе религиозного закона. Поэтому эти исторические факты нужно воспринимать не на уровне правила, а на уровне заповеди Иисуса Христа, которую Он показал нам на собственном примере, чтобы мы, находясь в этом религиозном мире, всегда взирали на Начальника и Совершителя веры и черпали силу от Его Духа. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоанна 12:26).
Это последнее время станет временем, когда будут рушиться все шаблоны, созданные духом религии для разделения Церкви Иисуса Христа. В это последнее время такие названия, как баптисты, пятидесятники, харизматы, православные, католики, адвентисты и т.п., будут все реже звучать из уст детей Божьих. Последнее время – это время преображения Невесты Иисуса Христа в Церковь Его изначального замысла, которая не будет иметь ничего общего с религиозной системой и не будет нуждаться в посредниках, потому что будет пребывать в послушании Христу, а не человеку. В Церковь последнего времени во всей полноте замысла Божьего вернется постничество, и Невеста Христова станет всецело новозаветной моделью, исполненной мудрости Божьей и благочестия, а значит, света и соли для этого погибающего мира.
Григорий Полоз